Skip to content

Об изменении в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Уважаемые коллеги!

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2025 № 131 утверждены «Правила передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и направления Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов указанным лицам» (далее — Правила).

Указанное Постановление Правительства РФ начало действовать 22 февраля 2025 года. В связи с принятием указанного нормативно-правового акта утрачивают юридическую силу действующие Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.04.2021 № 569.

Федеральной палатой адвокатов РФ при изучении проекта Правил направлялся критический отзыв с предложением ограничить полномочия уполномоченного органа запрашивать у адвокатов информацию (документы) в отношении тех операций (сделок) сведения о которых в порядке статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ в Росфинмониторинг адвокатами не предоставлялись.

Адвокатам, являющимся субъектами исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) рекомендуется ознакомиться с Правилами и исполнять требования содержащихся в них норм с учетом тех аспектов, которые представляются особо значимыми в контексте соблюдения статьи 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Особое внимание рекомендуется обратить на то, что Федеральный закон № 115-ФЗ определяет лишь два случая, когда передаваемые в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.

В соответствии с п. 5. ст. 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ к таковым относятся:

1) сведения, указанные в п. 1 ст. 7 .1 настоящего закона (в части предоставления в уполномоченный орган по его запросу информации и информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества);

2) сведения, указанные в абзаце первом пункта 2 ст. 7 .1 настоящего закона: «При наличии у адвоката… любых оснований полагать, что операция или сделка, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, либо совокупность указанных операций и (или) сделок и (или) действия клиента, связанные с проведением указанных операций и (или) сделок, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган».

Кроме того, особое внимание рекомендуется обратить на то, что целями запросов Росфинмониторинга в соответствии с п. 12 Правил определена не только проверка достоверности представленной адвокатами информации об операциях и сделках, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, но и реализация Федеральной службой по финансовому мониторингу иных возложенных на нее функций в соответствии с Федеральным законом, перечень которых в Правилах не приведен, на что и обращала внимания Федеральная палата адвокатов РФ.

В этой связи, в целях сохранения адвокатской тайны, рекомендуем с особой осмотрительностью исполнять требования Правил, учитывая, что любые иные (кроме указанных в п. 5. ст. 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ) сведения, имеющиеся у адвоката в связи с исполнением им поручения по оказанию юридической помощи, подлежат охране в качестве сведений, составляющих адвокатскую тайну и напоминаем о недопустимости нарушения норм статьи 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в том числе, при исполнении требований Правил и Федерального закона № 115-ФЗ.

 

С уважением,
Вице-президент С.Б. Зубков

 

Скачать документ: Об изменении в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов