Адвокатура после Великой Отечественной Войны

После завершения Великой Отечественной войны адвокатура, как и другие институты государства, постепенно возвращалась к мирным условиям работы. Серьезных изменений в законодательстве Советского Союза, связанных с деятельность адвокатуры, до 8о-х годов XX века не было, поэтому каких-то ощутимых перемен в адвокатской деятельности за это время не произошло. Можно отметить лишь общие положения, касающиеся не только Оренбурга, но адвокатуры всего государства в целом:

  • в политических процессах (или уголовных, которые в силу своего широкого общественного резонанса можно отнести к политическим) роль адвоката сводилась практически к нулю;
  • в СССР роль адвоката в уголовном суде была относительно низка, если сравнивать с ролью адвоката в судебном процессе в западных системах юриспруденции. В советской действительности в уголовном суде отсутствовал принцип равноправия и состязательности сторон обвинения и защиты на процессе. Как правило, обвинение (прокурор) и суд выступали единым фронтом против защиты;
  • роль адвоката в гражданском процессе, в отличие от уголовного, наоборот, была весьма велика. Как правило, в случае тяжбы между гражданами искусство адвоката могло (и оказывалось) решающим;
  • оплата услуг (такса) адвокатам в СССР была низка, что подразумевало общедоступность услуг адвоката всем слоям населения. Благодаря широкой сети юридических консультаций, право граждан на юридическую помощь (за исключением политических дел) было реализовано на достаточно высоком уровне, хотя и ограничивалось искусственным сдерживанием численности адвокатуры;

кроме того, бесплатно велись следующие дела:

  • трудовые дела (трудовые споры),
  • о взыскании алиментов,
  • составление различных заявлений инвалидам 1-й и 2-й групп, военнослужащим срочной службы и др.,
  • устные справки;
  • в СССР и в других социалистических странах институт частной адвокатуры отсутствовал.

Но с наступлением 8о-х годов прошлого века адвокатуру (как и всю страну) ждали серьезные изменения.